Директор хореографической школы Ставрополя Александр Виниченко: "Трудолюбивые добиваются большего"
Директор МБУДО "Детской хореографической школы" и худрук всемирно известного ансамбля "Радуга" Александр Виниченко рассказал "Ставрополю Любимому" о преимуществах функционального минимализма и хореографии без возрастных границ.

Речь также шла о широте профессиональной палитры и и выпускниках школы – людях, подготовленных к жизни. Став мастерами в хореографии, они смогли построить успешные карьеры в медицине, образовании и даже силовых структурах.

Пластикой и гибкостью Александра Павловича природа одарила с детства. При этом изначально, в школьные годы, он шлифовал талант не в танцевальном, а в театральном кружке. Народный танец ворвался в его жизнь навсегда в момент поступления в Ставропольское культпросветучилище.
- Я начал заниматься хореографией значительно позже, чем надо было. В 15 лет. Парней всегда был дефицит в хореографии. В приемной комиссии мне сказали: "Вот Вы такой вот деревянненький…Вам нужно освоить сценическое движение, раскрепоститься, а потом мы вас переведем на театральное отделение. И я пошел на хореографическое отделение, втянулся и окончил его с отличием. Затем поступил в институт, отслужил в армии. После окончания Московского института культуры вернулся Ставрополь. А в 1981 году в соавторстве с Анатолием Брунилиным и Виктором Камышниковым создал одноименный ансамбль танца, профессиональный коллектив. Был в нем одновременно и танцором, и хореографом.
- Не секрет, что крест на исполнительской карьере поставила тяжелейшая травма ноги, полученная Вами во время исполнения одного из самых сложных танцевальных трюков - взлета в повороте на 360 градусов с открытыми ногами по кругу…
- Одна дверь закрылась, открылась другая. Я подумал, что до пенсии в 32-й линии не дотанцую… И начал работать с детьми. Буквально за полгода создал коллектив. Это был 1986-й год, первое выступление ансамбля «Радуги». В то время могли замечать творческие единицы и их использовать. Сейчас как-то похуже с этим делом. Если люди не имеют отношения к нашей отрасли, то как бы ты там ни прыгал, как бы на пупке не вертелся, очень тяжело пробиться. А тогда меня заметили. Сказали: вот, молодой, энергичный, давайте-ка мы под него школу создадим. И создали хореографическую школу, на улице Бруснёва. У нас полезная площадь там была всего 380 квадратных метров. Вот на этом "кулачке" мы 23 года и проработали. И основной авторитет коллектива был там заработан. У нас разве что только в туалетах не занимались, и в коридорах. А потом опять же увидели, посмотрели – перспективный коллектив, идет все время в гору, сбоев нет, и решили – давайте-ка построим новую школу. Этот учебный корпус был построен в 2011 году. А в 2022 году нам пристроили концертный зал. Это было событие огромного масштаба для города. На сегодняшний день у нас полезной площади более 10 тысяч квадратных метров! Я считаю, у нас самая хорошая материальная база не только на юге России, но и вообще во всей России. Вообще, я сторонник функционального минимализма. Когда все красиво и прекрасно, это хорошо, но важнее рабочая атмосфера. И зал мы строили как учебный. Да, он красивый, но в меру, в нем нет люстр, балюстрад. Губернатор нам очень помог, выделил средства, всяческих похвал ему и долгих лет жизни. Администрация города сделала все, чтобы этот проект состоялся. Вот здесь дружба города и края налицо.

- Сколько поколений вышло уже из стен хореографической школы Ставрополя?
- Много. К 35-летию школы, мы подсчитали, было выпущено уже 2700 человек. У нас сейчас работают многие выпускники школы, которые знают, какая требовательность должна быть, как работать с детьми. Очень много наших выпускников работает в ведущих хореографических коллективах страны - Кубанском хоре, ансамбле "Березка", ансамбле имени Александрова, а также за рубежом.
- Но даже те, кто не связал дальнейшую жизнь с танцем, они же как минимум - состоявшиеся люди.

- Безусловно. Самый большой плюс, что мы выпускаем в жизнь подготовленной к этой жизни людей. Знающих, что такое работа в коллективе, ответственность за общий результат…В числе наших выпускников медики, педагоги, сотрудники ФСБ и прокуратуры.

- В следующем году ансамбль отметит 40-летие. И все это время планку не то что поддерживаете, а постоянно поднимаете…
- Конечно, коллектив на хорошем профессиональном уровне работает. Почти со всех конкурсов, в которых участвуем, привозим гран-при. Вот в этом году у нас было три больших конкурса - в Петербурге, в Минске и в Казани. Думаю, что пришла пора сделать и детский коллектив профессиональным.

- Что Вы можете сказать о трансформации репертуара за последние десятилетия?
- Он значительно технически сильнее.
- По-Вашему мнению, талант или трудолюбие в приоритете?
- Способности и желание должны присутствовать. Одно без другого никак.
- А на Вашем пути встречались все-таки чаще какие ученики?
- Трудолюбивые. Они добиваются большего.

- Лично Вы пришли в хореографию в 15 лет. А сейчас детвору принимаете с какого возраста?
- Лучше всего с 6 лет. В ансамбль берут с 12-13 лет.
- Просто я разговаривала с первым педагогом Елисея Мысина Людмилой Тихомировой, и она сказала, что те, кто к ней в шесть лет приходят, это уже "ветераны", она готова брать трехлетних.
- Ну это музыка, это немножко другое. Мы стараемся, все-таки, чтобы опорно-двигательный аппарат был сформированным, но не закостеневшим. Мы работаем на результат, требуется адский труд, а дети ленятся, это естественное состояние, что тут скрывать. Поэтому необходимо, чтобы, когда маленького ребенка к нам приводят, то прежде всего помогали родители. Не поддавались на хныканье и жалобы. Настраивали ребенка на мотивацию. И постепенно дети начинают получать мышечную радость от работы, удовольствие. Вот у меня есть парни, которых я гоню после репетиции, а они остаются на трюковую часть.

- Насчет мальчиков, кстати, вопрос. Есть тенденция, что больше мальчишек стало приходить?
- Знаете, это как-то волнообразно происходит. Но сейчас потихоньку мальчишки приходят, и это хорошо.

- У вас объявление размещено перед школой, что набирается группа 18+, что это значит?
- У нас работает отделение для взрослых.
- Надо же! И какой там верхний возрастной предел?
- Нет предела. Участницы создали ансамбль, который называется «Сюрприз», и девчонки репетируют в свое удовольствие, шьют костюмы и даже участвуют в концертах. Приходите, у нас рады всем.
- Спасибо огромное за увлекательный разговор и успехов Вам!