Выставка «Послание потомкам» Виктора Чемсо открылась в Ставрополе

Он многое сказал, но многого не успел. Дружил по-настоящему, не "гладенько". Кому-то мог казаться неудобным.

Выставка «Послание потомкам» Виктора Чемсо открылась в Ставрополе

Но всегда: и в жизни, и в искусстве, оставался предельно честным. Имел высокий талант и щедро нес его людям. Восхищался чабанами и часто писал простых тружеников, воспитал двух прекрасных дочерей, прожил по большому счету счастливую жизнь...

Экспозиция в Ставропольском краевом музее изоискусств посвящена 90-летию со дня рождения Заслуженного художника РСФСР Виктора Чемсо.

Проект получился уникальным, воспринимающимся на одном дыхании. Выставлены исключительно те живописные произведения автора, которые тридцать лет бережно хранились в мастерской художника Виктора Муссовича Чемсо. Ныне в ней творит его младшая дочь Людмила. На открытии экспозиции хранительница архива с грустью заметила, что прожила без отца уже больше лет, чем с ним.

«У него замечательная живопись - настоящая, не припудренная, не накрахмаленная», - отметила Людмила Чемсо-Петросян.

И сам мастер говорил, что ценит цвет реальный, усложненный колорит.

Также Людмила, для которой отец был педагогом, назвала его невероятным преподавателем. Безусловно, строгим и требовательным, но еще эмоциональным, заразительным, увлекающим. Его мастерство большого учителя проявлялось в том, что он никогда не ломал учеников о колено, в каждом видел уникальное зерно таланта. Бывало, подойдет, вскользь мазнет кистью и все за секунды встает на место. Он правил работы не по-своему, а именно в манере каждого студента, что очень значимо.

Младшая дочь Виктора Чемсо запомнила отца очень веселым, порой даже дурачливым, который часто катал ее на санках. Пальто развевалось, снег летел из-под ног, и папа смеялся, и мог запеть на улице, и ему было все равно, что подумают прохожие…..

Директор Ставропольского краевого музея изоискусств Зоя Белая отметила: «Особенно грустно, что его при жизни мало ценили, мало понимали, какой величины художник был среди нас, и мало гордились этим».

Доброжелательный, харизматичный, хороший товарищ, гостеприимный хозяин, строгий учитель, не терпящий халтуру, всегда готовый сказать правду, не кривя душой. Умеющий думать, анализировать, будоражить умы и сердца. Таким он запомнился современникам. А для старшей дочери Аллы, которая ныне возглавляет Ставропольское художественное училище, еще и идеальным мужчиной, сравнения с которым до сих пор не выдержал никто…

Виктор Чемсо тяжело переживал перестройку, крах системы нравственных координат, отсутствие духовности, культ материального, что нашло отражение в его цикле «Манекены». Ушел из жизни на пике мастерства и профессионализма, когда уже стал перед собой ставил совершенно другие задачи, не задумывался над рисунком, просто брал и писал наотмашь…Примечательно, что работы его по формату не интерьерные, а масштабные, для выставочного пространства. Ну разве многие способны ныне замахнуться написать картину 3,20 на 1,80?

Быть может, он ушел так рано, потому просто не смог бы жить дальше в том сложном, стирающем устои времени? Но осталось его творческое наследие, в котором зашифрованы и вопросы, и ответы.

Председатель правления Ставропольской краевой организации «Союз художников России» в городе Ставрополе, член-корреспондент Российской академии художеств Сергей Паршин заметил, что сегодня нам остается лишь догадываться, как Виктором Чемсо воспринималось бы нынешнее время. Неспроста выставка получила название «Послание потомкам». Все, что на ней представлено, безусловно, актуально и сегодня.

«Он переживал, и не смог жить в этом времени, слишком много появилось наносного, те же «Манекены» об этом ярко говорят. Он был непререкаемым авторитетом, большим художником, во время столпов искусства, которые поднимали культуру, выставочное пространство, обучение», - рассуждает Сергей Паршин.

Помимо изображения должна быть глубина. И в работах Чемсо она была бездонной. Это особенно очевидно на фоне тенденций, когда порой искусством называют лазерные шоу. Виктор Чемсо, как все люди, пережившие войну, всегда говорил правду. В том числе, и в изобразительном искусстве. Его картины заставляют остановиться и затягивают. Из каждой работы на зрителя выплескивается мощное философское начало. И он начинает думать. И невольно учиться у мастера.

«… не просто ощутить себя художником. Уж если такое с тобой случилось, то самое важное – уметь отстаивать свое призвание, как бы ни было это мучительно сложно», - когда-то говорил Виктор Чемсо.

А еще он считал, что настоящий художник, и это относится не только к живописцам, должен обладать оголенной нервной системой. Чем она чувствительнее, тем более выражена боль за окружавший мир. И это послание потомкам Виктора Чемсо, наверное, самое сильное.