Ставропольский психолог Елена Финченко рассказала о путях решения проблем подростков
Тема эта – предельно серьезная, учитывая, что подростковый возраст именуют "переходным", "критическим", "переломным".

Нередко от родителей, бабушек и дедушек приходится слышать: "Сил нет! Не знаю, что с этим ребенком делать! У него нет авторитетов. Он постоянно грубит. Не выполняет по дому даже элементарную работу. Не хочет учиться. Не заправляет постель. В душ отправить – проблема, разбудить с утра – еще большая". И так далее. На вопросы о том, почему формирование личности – процесс, сложнейший и для самого ребенка, и для его родственников, педагогов, окружения, отвечает практический психолог Елена Финченко.
- Елена, если мы говорим о подростковом периоде, когда семья может столкнуться с теми или иными сложностями, какая это возрастная вилка?
- Подростковый период – время бурного роста, развития и перестройки организма, серьезно влияющее на психологическое состояние человека, его реакции, самосознание и т.п. Различают два этапа. Младший, так называемый пубертатный, он длится с 13 до 15 лет, и старший, ювенальный – с 16 до 19 лет. Но указанные границы гибкие, это вовсе не догма, поэтому подростковый возраст может начинаться уже в 10 лет. При этом каждый возраст несет свои поведенческие характеристики.
- Что говорит наука о доле диагностируемых психологических расстройств среди подростков?
- На планете этот сегмент оценивается в 14%. Но важно понимать, что проблематика подростков хотя и характерна исключительно для этого возраста, но неправильно пережитый кризис чреват перейти во взрослую фазу. Это значит, что последующая жизнь человек не сможет быть полноценной и здоровой.

- Откуда вообще идет формирование психологических проблем в подростковом возрасте?
- Это может происходить в силу определенных факторов или их совокупности. К примеру, если семья неблагополучная, в ней имеют место быть насилие, чрезмерная критика со стороны отца или матери, жесткое навязывание тех или иных принципов, скандалы и т.д. В неполных семьях ребенок не получает отдельных аспектов воспитания. Негативно на подростка, как раз в то период, когда он начинает осознавать себя, искать себя, влияют критика от окружающих или отсутствие признания.
- Психологические проблемы разнятся?
- Безусловно. Это может быть апатия, гнев, депрессия, повышенная тревожность, поведенческие нарушения, а может и желание свести счеты с жизнью. В отдельных тяжелых случаях может понадобиться психолог для подростка, который поможет решить проблему.
- А что можно сказать о расстройствах пищевого поведения у подростков? Вопрос ведь очень актуальный?
- Это опасное явление, поскольку зацикливание на теме еды чревато анорексией, булимией, иными опасным патологиям. В конечном счете они грозят серьезными физическими заболеваниями и даже фатальными последствиями.
- Вредные привычки – это тоже отголосок подростковых проблем?

- Прямейший! Если мы говорим о рискованных формах поведения, употребление наркотиков, алкоголя, беспорядочная половая жизнь. Данные формы поведения, как вы понимаете, могут иметь тяжелейшие последствия.
- Что есть в арсенале специалистов для решения психологических проблем подростков?
- Ключевая роль в помощи принадлежит все же не специалистам, а семье. Если родители сумеют верно смоделировать отношения (позволят подростку найти свое место в жизни, реализовать свои желания, быть самостоятельным, иметь свое мнение), вовремя окажут поддержку, признают, что ребенок вырос, но ему всегда помогут – это уже решение проблемы.

Если же проблемы усугубляются, правильно проконсультироваться у психолога. Правильная подход даст возможность подростку решить свои проблемы и наладить взаимоотношения в семье.
- На что стоит обратить внимание, что понять – ребенок нуждается в помощи?
- Из-за нестабильного поведения подростков порой нелегко справиться с этой задачей. Но однозначно насторожить взрослых должны продолжительная апатия, отсутствие желаний и интересов у подростка. Также тревожными факторами выступают резкое и продолжительное снижение успеваемости, депрессивность, расстройства сна и пищевого поведения, утрата интереса к тому, что раньше нравилось, отсутствие социальных связей. Словом, если вы видите такие признаки, лучше обратитесь к специалисту.
- Большое спасибо, Елена, за интересный и содержательный разговор!
