Ставропольский психолог Елена Финченко рассказала о «трудных подростках»
Проблема для родителей, опекунов, учителей стоит очень актуально.
Как построить отношения с очень «колючим», неуправляемым ребёнком в подростковом возрасте? На этот и другие вопросы отвечает практический психолог Елена Финченко.
- Елена, пример из жизни. Мальчишка 15 лет, которого воспитывает бабушка, не идет на контакт, не учит уроки, ищет любой способ, чтобы не ходить в школу, не выполняет никаких обязанностей по дому, дерзит и огрызается в ответ на любое замечание. Что делать?
- Самое главное, понять, что мы – взрослые, а он – ребенок, не сформировавшаяся до конца личность. Мы, взрослые люди, в силах помочь подростку сформироваться правильно, невзирая ни на какие сложности. Родитель, учитель так называемого трудного ребенка должен помочь, поддержать, научить, исправить ситуацию.
- Что вкладывается в понятие «трудный подросток»?
- Ребёнок, который систематически и сознательно нарушающий дисциплину, дерзящий, агрессивный, или, напротив, апатичный и безвольный, зависящий в своих поступках от «отрицательного лидера».
- Судя по всему, существует некая классификация «трудных» детей?
-Да, это так. В первую очередь, мы дифференцируем типы, так сказать, «по причине» возникновения такого поведения. Здесь выделяются дети с нарушениями в сфере общения, дети с нарушением эмоциональной сферы, речь идет о крайне возбудимых или апатичных, аутичных, дети с нарушениями интеллекта (это должны диагностировать медики). Также различаются дети с нарушением волевой сферы, упрямые и своевольные либо, напротив, безвольные и безразличные.
Самостоятельно воспользоваться данной классификацией можно, но, обычно этого недостаточно. Следует показать ребенка врачу. Если обнаружатся выраженные нарушения интеллекта, следует ставить вопрос о переводе школьника в класс коррекции. Это поможет решить проблемы, у подростка появится свой круг общения, сформируются интересы, исчезнут причины для беспокойства из-за непонятого учебного материала или насмешек одноклассников. В иных случаях придется искать другие причины, и лежат они в психологии ребенка и в воздействии среды.
- Поясните, что это значит?
- Это значит, что ребенок может быть социально запущенным, не может адаптироваться в обществе, поскольку его никто этому не учил. Он может быть педагогически запущенным. Чаще это наблюдается в неблагополучных семьях. Еще есть заброшенные дети, которые по большому счету никому не нужны. И тут же – обратная сторона медали, гиперопекаемые дети, от которых ничего не требуется, а их желания, в свою очередь, исполняются мгновенно.
- А есть дифференциация по степени «трудности»?
- Да. С научной точки зрения выделяются неодобряемое поведение, которое периодически возникает у всех подростков и детей; порицаемое поведение (значительные нарушения порядка и дисциплины); девиантное поведение (ложь, подлость, эгоизм, агрессия), делинквентное поведение. Последний тип называют предпреступным. Здесь мы имеем дело с умышленным нарушением норм человеческих отношений. Такие подростки совершают кражи, дерутся и т.д. Затем различают преступное поведение, которое не нуждается в комментариях, и экстремальное (наркомания и другие разрушающие личность явления).
- Елена, понятно, что проблема «трудных детей» - многослойна, и без помощи специалистов ее не решить. Каков алгоритм действий родителей?
- Работа с «трудными» подростками включает в себя четыре этапа: диагностику, планирование работы, организацию (в работу должны быть включены все учителя), координацию усилий родителей, школы и других организаций. Это разного рода секции, спортивные кружки и т.д.