Ставропольский психолог рассказала о силе искусства на благо здоровья
Практикующий психолог Елена Финченко ответила на вопросы "Ставрополя Любимого" о популярности арт-терапии и ее пользе для взрослых и детей.
- Елена, бытует мнение, что данный психологический подход – это некая игра или очередное модное увлечение. Насколько правомерно утверждение, что искусство способствует восстановлению здоровья?
- На самом деле, арт-терапия — это серьезный подход в психотерапии и психологической коррекции. Посредством творчества и искусства люди получают помощь, самовыражаются, преодолевают различные психологические барьеры.
- У идеи «лечения с помощью искусства» есть история?
- Конечно. С давних пор творчество использовали в качество способа коммуникации, самовыражения и духовного исцеления. Иногда ритуалы были тесно связаны с танцами, живописью и скульптурой. Первым использовать искусство в терапевтических целях на заре двадцатого столетия стал английский врач и художник Адриан Хилл. По его наблюдениям, изобразительное искусство помогает больным, улучшает их состояние, помогает справляться с тревогой и стрессом. Впоследствии арт-терапия использовалась для помощи детям, пережившим Великую депрессию, пациентам, страдающими от тревожных расстройств, для лечения детей, имеющих сложности в адаптации и обучении. Находил конструктивное применение метод даже в застенках концлагерей. Тайные художественные классы для детей давали возможность детям стремиться к творчеству, а это давало импульс к надежде. С 1960-х годов арт-терапия стала развиваться активными темпами как самостоятельная область психологии и психотерапии, а затем разветвилась на музыкальную, драматерапию и танцевально-двигательную терапию.
- Наверняка, у арт-терапии есть набор принципов?
- Главное — давать людям возможность свободно выражать себя. Если мы говорим о детях, им нужно разрешать рисовать все, что хочется, не ограничивая рамками конкретных тем или образов. И обязательно обсуждать работы, чтобы дети ощутили свои эмоции и чувства, получили поддержку от сверстников и взрослых. Арт-терапия позволяет человеку выразить свои чувства, мысли и опыт, подчас в форме, которую непросто выразить вербально в целях проработки и переработки травматических воспоминаний, формирует навыки борьбы со стрессом.
- Если мы говорим о детях, имеющих ментальные особенности, когда полезна арт-терапия?
- Для улучшения состояния при депрессии и тревожных расстройствах, посттравматических стрессовых расстройствах; эмоциональных травмах; расстройствах пищевого поведения; хронических болях и многом другом.
- Что представляет собой диагностика в арт-терапии?
- В целях сбора анамнеза специалист должен побеседовать с пациентом или его родственниками, найти корень проблемы. Потом человеку предоставляют свободное творчество, а затем просят нарисовать что-то конкретное, что помогает выявить конкретные проблемы или области конфликта. Далее специалист анализирует работу: цвета, формы, размеры, расположение объектов и другие характеристики и уже тогда выбирает проективные методики. Важнейший этап - обратная связь, рефлексия. Кроме того, могут быть использованы и другие диагностические инструменты, такие как стандартные психологические тесты или опросники.
- Что представляют собой техники арт-терапии?
- Их выбор огромен. Это рисование (пальчиками, ладошками, красками, пастелью, песком, сухими листьями, любыми подручными материалами), лепка, танцы, пение, создание коллажей, изотерапия, кляксография, ниткография, маскотерапия, куклотерапия, фототерапия и т.д. Главное понимать, что цель арт-терапии — не создание объекта искусства, а работа с внутренним миром человека.
- Большое спасибо за содержательный и полезный разговор! Что Вы пожелаете нашим читателям в канун Нового года?
- Конечно же, крепкого здоровья, мира, благополучия, гармонии, исполнения желаний!