Первый педагог Елисея Мысина из Ставрополя умеет заставить рояль говорить
А еще видит гения в каждом ребенке.
Один из самых одаренных ее учеников, пианист Елисей Мысин, которого в детстве называли «маленьким Моцартом» сейчас является учащимся Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории. И был приглашен в число учащихся в музыкальной академии в Италии. Ставрополец, учившийся музыке в детской музыкальной школе №1, выдержал сильный конкурс и доказал свое право находиться в мировой элите. Первый педагог Елисея Людмила Даниловна Тихомирова раскрыла «Ставрополю Любимому» некоторые секреты профессионального мастерства, главный из которых - душу вынуть из рояля. А это очень и очень непросто.
Елисей попал в класс к Людмиле Даниловне в три с половиной года. По тем временам – нонсенс. Сейчас – обычная практика. То есть, тренд на раннее музыкальное образование заложил именно он, Елисей Мысин, штурмовавший конкурс за конкурсом и поражающий широкую общественность ярким талантом. Впрочем, не только талантом, но еще и редкой скрупулезностью. Как считает Людмила Тихомирова, сколько бы детей ни появлялось на ее трудовом пути, в любом может жить гений.
«Мне учить интересно. Люблю маленьких брать, и копать, золотые слитки искать», - говорит она.
Что касается пропорционального соотношения искра Божией и трудолюбия в учениках, все должно быть в равных долях.
Когда Людмиле Даниловне сейчас предлагают взять шестилеток, она предпочитает начинать работу с ребенком куда раньше.
А начинается все с элементарного. С игр, со звуков, с понимания, как птички поют, как двери скрипят, и каждый звук имеет свою окраску. Какие-то придумки начинаются. Педагог с огромным стажем сразу понимает, слышит ребенок или нет. У Елисея дарование было видно сразу. Слышащих и поющих детей много, а вот умеющих работать, мало, пояснила Людмила Даниловна. У паренька проявилась редкая и очень важная черта – добиваться результата, многократно повторить то, что ему показал педагог, порой по 10-20 раз. И он стремился к этой планке, пока другие просто попадали в нотки и успокаивались.
«Главный критерий – заинтересовывается ли ребенок качеством звучания, стремлением фразу сказать с выражением. Это задатки выразительности в музыке. Пальчиками постучать можно научить многих, если они обладают ритмом, слухом. Отличительное качество моих детей – они играют певучим звуком. То ест, учу спеть звуки посредством рояля и увести в прекрасный мир музыки», - говорит Людмила Тихомирова.
В профессии она уже 55 лет! Уже в 7-летнем возрасте поняла, что хочет быть педагогом, учить других музыке. А дело было так. Люда жила в Комсомольске-на-Амуре, и топать в школу приходилось в любую погоду полтора километра пешком. Особенно трудными были утренние подъемы. Но оказалось, что учителю можно приходить на работу с обеда, со второй смены. Так была предрешена судьба педагога с большой буквы – Людмилы Даниловны Тихомировой. Она поступила в училище в Хабаровске, выдержав строгий конкурс в 15 человек на место. Но…ушла в другое учебное заведение, потому что показала характер и не согласилась с трактовкой пьесы Чайковского одного из педагогов. У Людмилы было свое видение, и она переехала в Благовещенск. Попала в удачное русло. В ее жизни были знаменитые профессора, гуру своего дела Юрий Петрович Петров, Валерий Петрович Самолетов, Владивостокская консерватория…Примечательно, что Людмила Тихомирова была в классе ректора одной девушкой среди парней! Потом выступления: 100 человек хор, и одна она – концертмейстер. Сцену полюбила сразу.
Объездила с концертами весь Дальний Восток. Красивую, талантливую, яркую пианистку звали «Рыжая бестия».
В 70-е годы переехала в Ставрополь. И с того момента не покидала стен ставшей родной детской музыкальной школы. Сейчас ее коллеги – это те, кто сам учился в этой школе. Педагоги старой закалки. На вопрос, чем они отличаются от молодежи? Терпения больше, говорит Людмила Даниловна.
«У меня – любовь к профессии. Это радость. Я бегу сюда каждый день. Готова день и ночь работать. Если разрешают, и летом. Наш процесс такой – если хочешь идти вперед, надо двигаться постоянно. Два месяца если вылетят, надо начинать с нуля», - рассуждает Людмила Тихомирова.
Занятия у учеников - стабильно два раза в неделю. Но перед конкурсом можно и все воскресенье просидеть за инструментом. Процесс творческий он такой, нескончаемый. Все кажется мало для совершенства.
С волнением на конкурсах, где выступают ее воспитанники, Людмила Тихомирова научилась справляться. Закалилась. Говорит, волнуешься, когда учишь. Попробуешь две-три строчки и уже видишь, будет «фейерверк» у ученика или нет. Так и выбираешь программу, как платье примеряешь, в зависимости от накопленных навыков, музыкальности. Ее любимые композиторы - Чайковский, Рахманинов, Моцарт, Шопен.
«И спать лягу, все мысли о музыке, кому что дать», - делится сокровенным педагог.
Отрадно, что бурное развитие конкурсов произошло лет 20 назад. Но печально, что остались неизвестными очень талантливые дети.
«Не люблю коммерческие конкурсы, которых сейчас много развелось, где исполняют одну-две пьесы. Признаю только профессиональные. На которые готовят полноценную программу», - говорит Людмила Даниловна.
Что касается ее учеников, она горда, что все дети, пришедшие в музыку, при деле. И выходят из стен школы духовно богатыми людьми. Это главное.
Ранее "Ставрополь Любимый" сообщал о том, что Елисей Мысин стал лауреатом международного конкурса в Москве, организованного Денисом Мацуевым.